Меню
Язык:
Вход в кабинет

Механизм трансграничного углеродного регулирования (CBAM)

Механизм трансграничного углеродного регулирования (CBAM)
03 Окт 2023

1 октября 2023 года в Евросоюзе вступил в силу закон о трансграничном механизме углеродного регулирования (CBAM). CBAM подразумевает что товары, импортируемые в страны ЕС, также будут облагаться налогом в зависимости от количества выбросов СО2 при их производстве.

С одной стороны, CBAM призван компенсировпть потери местных производителей от Системы торговли выбросами ЕС (ETS). Цена квот на выбросы CO2 в системе ETS существенно выросла в последние годы: в начале 2018 года она находилась на уровне ниже 10 EUR/t, тогда как в 2023 году уже превышала 100 EUR/t. ETS покрывает около 40% всех выбросов CO2 в странах ЕС.

С другой стороны, CBAM должен помочь исключить «утечки» углерода от импортных товаров. Для отраслей с высокими выбросами CO2 существует высокий риск перемещения производства в страны с менее строгой климатической политикой, что не приводит к реальному сокращению выбросов в мире. На данный момент Европейская комиссия предоставляет бесплатные квоты в рамках ETS для таких отраслей.

Ожидается, что CBAM поможет сократить выбросы CO2 на 1% в странах ЕС и на 0,4% в остальном мире к 2030 году. Евросоюз стремится сократить выбросы СО2 на 55% к 2030 году по сравнению с уровнем 1990 года с последующим достижением нулевого уровня выбросов к 2050 году.

Первоначально CBAM будет применяться к шести отраслям: производство цемента, черная  металлургия, производство алюминия, удобрений, водорода и электроэнергии. 

1 октября 2023 года начался тестовый период CBAM – импортеры должны будут сообщать только о прямых и косвенных выбросах парниковых газов (Scope 1 и 2) при производстве товаров, без каких-либо финансовых платежей. При этом косвенные выбросы (выбросы от производства электроэнергии для процесса) не будут рассчитываться для черной металлургии, алюминия и водорода. Первый ежеквартальный отчет импортер должен подать до 31 января 2024 года, далее отчеты нужно подавать не позднее одного месяца после окончания квартала.

С 1 января 2026 года импортеры должны будут ежегодно декларировать выбросы СО2 от производства ввезенных в ЕС товаров, после чего покупать соответствующее количество сертификатов CBAM. Цена сертификатов будет рассчитываться в зависимости от средней за неделю цены квот в системе ETS. Ежегодно до 31 мая импортеры должны будут подавать декларацию CBAM за предыдущий календарный год через реестр СВАМ. Отчет о выбросах СО2 должен быть подтвержден аккредитованной компаний.

К 2034 году планируется завершить поэтапный отказ от бесплатного распределения квот и в рамках системы EU ETS, и в CBAM.

Если поставщики не смогут предоставить необходимые данные о выбросах CO2 импортерам из стран ЕС в соответствии со стандартами, для таких товаров будет использоваться значение выбросов «по умолчанию», которое, вероятно, окажется выше, чем реальные выбросы при производстве. 

CBAM не будет применяться к Исландии, Лихтенштейну, Норвегии и Швейцарии, поскольку они уже участвуют в системе ETS ЕС. Для товаров из стран, где также действует внутренняя система торговли выбросами, импортеры смогут компенсировать часть суммы по CBAM, в соответствии с внутренней ценой на углерод.

После введения CBAM европейские потребители неизбежно столкнутся с более высокими ценами. Рост стоимости импорта, постепенное сокращение бесплатных квот и новые обязательства по отчетности с привлечением сторонних компаний приведут к существенному увеличению расходов для производителей, часть из которых будет переложена на конечных потребителей.   

Торговые потоки также будут затронуты. Что касается экспорта, то отмена бесплатных квот повлияет на конкурентоспособность европейских производителей, которые частично или полностью импортируют сырье. 

Влияние на импорт будет зависеть от развития технологий снижения выбросов СО2 при производстве и уровня цен на углерод в других странах. Производители с низким уровнем выбросов углерода, вероятно, увеличат свою долю экспорта в страны ЕС, в то время как производители с более высоким уровнем выбросов перейдут на рынки стран с менее строгой климатической политикой.

Великобритания одна из единственных стран, которая имеет сравнимую с ЕС цену на выбросы углерода. В 2022 году цены на углерод в британской системе ETS превышали цены в системе ETS Евросоюза. На данный момент товары из Великобритании также попадают под действие CBAM, однако в ЕС ведутся переговоры о связывание систем ETS по аналогии с Швейцарией.   Правительство Великобритании в свою очередь рассмартивает вохможность введения собественного механизма CBAM.

Польша подала судебный иск в отношении CBAM, настаивая на том, что закон должен был пройти единогласное голосование вместо голосования квалифицированным большинством. Страна импортирует из стран за пределами ЕС цемент, удобрения, сталь и алюминий, а также электроэнергию. Правительство Польши опасается, что увеличение расходов сделает продукцию местных производителей неконкурентоспособной на европейском и мировом рынках. 

Украина на данный момент не смогла добиться прямого исключения экспорта из-под действия CBAM, несмотря на отмену других торговых ограничений на украинскую продукцию. Всего под действие СВАМ может попасть треть украинского экспорта в Евросоюз. 

По оценкам на момент начала 2022 года финансовые потери украинских горнодобывающих компаний от введения CBAM составляли до €398 млн. в год. Более поздние оценки указывают на потери в размере €155…200 млн. в год в связи с сокращением экспорта в зависимости от сценария.

С февраля 2022 года в Украине было приостановлено внедрение системы мониторинга, отчетности и верификации выбросов. При этом СВАМ предусматривает, что в случае наступления по независящим от страны причинам разрушительных последствий для экономической и промышленной инфраструктуры, Еврокомиссия может внести изменения в порядок применения СВАМ после оценки ситуации. Это может помочь Украине достигнуть соглашения с ЕС о дополнитеи доступа к «зеленым» технологиям и участию в крупных проектах по декарбонизации Евросоюза.

Представители турецких сталелитейных компаний уже несколько раз высказывались о необходимости создания внутренней системы торговли выбросами, согласующийся с европейской EU ETS, для избежания дополнительных платежей в результате введения CBAM. По оценке на 2021 год, потери для металлургического сектора страны могут составить около €220 млн. в год. При этом Турция уже имеет преимущество по сравнению с другими странами за счет более низкой интенсивности выбросов СО2, так как большая часть стали в стране производится в электродуговых печах. Основные выбросы сталелитейной промышленности Турции относятся к косвенным выбросам (Scope 2, потребление электроэнергии) и не будут учитываться на первом этапе работы CBAM. При этом турецкие заводы продолжают активно строить собственны ВИЭ и заклчать контракты на поставки возобновляемой энергии.

Китайская металлургическая промышленность по оценкам на 2022 год может потерять около $410 млн. в результате CBAM. При этом ЕС не является основным направлением для китайских экспортеров стальной продукции, поэтому влияние будет ограниченным. 

В прошлом году в Китае была запущена Платформа экологической декларации продукта (EPD). Методология EPD основывается на международных стандартах серии ISO 14000, как и CBAM. Отчет EPD Китая о стальной продукции отвечает требованиям для проверки уровня выбросов углерода в ЕС, при этом Еврокомиссия пока не приняла китайскую отчетность. 

Что касается Индии, ожидается, что CBAM повлияет на 15-40% индийского экспорта стали в Европу.   При этом средняя интенсивность выбросов ведущих производителей стали на 10…12% превышает средний уровень выбросов в других странах. Согласно оценкам, CBAM может снизить прибыль индийских сталелитейных компаний в 2026-2034 годах на $60…165/т стали. 

Южная Корея в 2022 году экспортировала в страны ЕС 3,17 млн. тонн стали на сумму около $4,12 млрд.. По предварительной оценке, в результате введения CBAM сталелитейная промышленность страны потеряет около $150 млн. экспортной выручки.

Правительство Южной Кореи планирует обратиться к ЕС с вопросом о продлении периода действия внутренней методологии расчета выбросов в соответствии с системой (ETS) Южной Кореи. До 1 января 2025 года импортерам предоставляется выбор методологии расчета выбросов СО2 между новой системой ЕС, эквивалентными национальными системами стран, которые не входят в Евросоюз, или использованием справочных номинальных значений, однако после будут приниматься данные только в соответствии 

В настоящее время экспорт стали в ЕС составляет более 5% всего экспорта Японии с объемом около 1,85 млн. тонн в год. Ожидается, что потери японских сталелитейных компаний могут составить около $9 млн..

Сталелитейная промышленность Японии также опасается, что определенные пункты в отчетности CBAM могут привести к раскрытию коммерческой тайны и технической информации. Проект также может нарушить принцип свободной торговли, так как производителям в ЕС не требуется раскрывать подобную информацию в рамках внутренней системы ETS. 

Потери российских металлургических компаний в результате введения CBAM, согласно оценке Сбербанка на начло 2022 года, составляли около €655,1 млн.. Сокращение экспортных объемов из РФ в результате введения санкций в 2022 году составило около 3,9 млн. тонн для готовой стальной продукции, 0,7 млн. тонн для полуфабрикатов и 5,3 млн. тонн для железорудного сырья. Итоговое снижение прибыли российских производителей будет зависеть от дальнейшего сокращения поставок стали в ЕС.



Бизнес форум «Coal-Drive»

21-23 сентября 2023 года в Анталье (Турция) прошёл бизнес-форум «Coal-Drive», где обсуждались основные изменения, текущие тренды и новые возможности на мировом и внутреннем рынках коксующегося угля и кокса.  Доклады спикеров позволил

Thyssenkrupp инвестирует в производство

Немецкий производитель стали Thyssenkrupp планирует инвестировать более €2 миллиардов в обновление производственных мощностей в Дуйсбурге. Годовая мощность металлургического комбината по производству чугуна (в составе 4 доменных печей) и ст

Сокращение расходов на доставку водорода

Япония стала первой страной в мире, которая сформировала водородную стратегию (в 2017 году), с ее помощью к 2030 году планируется сократить выбросы CO2 на 46% и достичь углеродной нейтральности к 2050 году.Для расширения потребления водорода необходи