Меню
Язык:
Вход в кабинет

Российский рынок ЖРС: насколько сейчас важна экспортная альтернатива?

Российский рынок ЖРС: насколько сейчас важна экспортная альтернатива?
20 Мар 2020

Цены на железорудное сырье в Китае остаются на высоком уровне, хотя на фоне текущих событий в мире котировки лома, чугуна, полуфабрикатов и отдельных видов проката во многих регионах стремительно снижаются. Ограничение предложений ЖРС от основных поставщиков из-за карантинных мер (корабли отстаивают по две недели перед погрузками, портовые ограничения у поставщиков) поддерживают цены на фоне роста деловой активности в Китае. На фоне значительного ослабления рубля по отношению к доллару США в таких условиях для российских поставщиков железорудного сырья экспортный паритет находится на сравнительно высоком уровне, что и является основным аргументом для сохранения или даже роста базовых цен при заключении новых контрактов с апреля с потребителями внутреннего рынка. Но действительно ли весомый данный аргумент?


В пересчете на базис FCA-поставщик для ГОКов Центрального региона наиболее привлекательные цены при поставках в Европу, затем - в Китай через российские погранпереходы. По нашей оценке, паритет при отгрузке в Китай транзитом через Казахстан или через порт Южный все равно периодически ниже российских котировок даже при ослаблении национальной валюты.


Но в настоящее время на первый план уже выходит не вопрос цен, а сама возможность реализации без скидок, а возможно уже и просто вопрос реализации в Европу. Более того, если события и дальше будут развиваться по текущему сценарию, то в Европу не только нельзя будет законтрактовать дополнительные объемы, но и не исключены форс-мажоры и частичный отказ потребителей от уже законтрактованного сырья. Из-за коронавируса по всей Европе останавливаются предприятия автомобильного и строительного сектора, что напрямую отражается на спросе на металлургическую продукцию. ArcelorMittal заявил о сокращении производства на своих европейских активах, пока полный перечень планируемых приостановок не раскрыт. У различных компаний продолжается закрытие заводов в Италии, также в Германии предприятия объявляют о сокращении производства. Voestalpine (Австрия) заявила, что будет оценивать целесообразность продолжения выпуска продукции. Кроме того, начали возникать периодические трудности с перевозкой железнодорожным и автомобильным транспортом. Пока сложно оценить, как сильно снизится производство чугуна у европейских предприятий, но в условиях резко ухудшившихся прогнозов относительно рынка конечной продукции, а также риска новых форс-мажоров, воспринимать серьёзно возможность переориентации объемов российского ЖРС с внутреннего рынка в Европу в случае отказа российских потребителей от сырья не имеет смысла.


Также под сомнением находится будущая привлекательность китайского направления даже в условиях девальвации российского рубля. Во-первых, в отличие от украинских поставщиков, у российских ГОКов возможность оперативного существенного роста экспорта в Китай затруднительна в условиях отсутствия глубоководных портов. А в Новороссийске в настоящее время грузооборот затруднен в связи с увеличением поставок продукции в порт в условиях увеличения экспортного паритета и введением дезинфекции судов при заходе в порт и проверки экипажей, что увеличивает время погрузки. Рост объемов поставок ЖРС через погранпереходы также затруднителен – увеличение предложения приводит к дополнительным скидкам, иногда доходящим до 20 $/т от котировки IODEX в условиях ограниченного спроса на данных направлениях, а увеличение отгрузок ведёт к конвенциям РЖД на поставку на дальневосточное направление. Кроме того, по оценке MMI, в случае, если ЕВРАЗ не договорится с Кимкано-Сутарским ГОКом о пролонгации контракта с апреля (высокая вероятность), то объемы поставок в Китай на погранпереход Гродеково вырастут на 80…100 тыс. тонн в месяц. Также под вопросом дальнейшее сохранение цен в Китае. С одной стороны, спрос вырос и эпидемия короновируса пошла на спад, но на других направлениях сырье становится не таким востребованным, и объемы в другие страны будут снижаться. Крупнейшая в мире компания по закупке сырья для сталелитейной промышленности ArcelorMittal Sourcing опубликовала в четверг заявление о форс-мажорных обстоятельствах на фоне сокращения производства ArcelorMittal в Европе в результате вспышки коронавируса.


Для российских сталепроизводителей в некоторых продуктах ситуация также достаточно сложная – не только из-за падения цен на экспорте, которое частично компенсируется ослаблением национальной валюты, но и из-за значительного сокращения рынков сбыта. Пока об остановке агрегатов речь не идет, метпредприятия стараются перераспределить портфель конечной продукции. Рост цен на продукцию для внутреннего рынка также под большим вопросом, аргумент «рост экспортного паритета» стремительно теряет свой вес. Поэтому стоит ли соглашаться на ценовые условия, предлагаемые поставщиками ЖРС и, главное, фиксировать их на год?
Прогнозы относительно дальнейшего развития ситуации на рынке проката различные, многие надеются на отложенный спрос, но вряд ли кто-то в настоящее время может однозначно сказать, когда произойдут улучшения или где теперь «ценовое дно».

SPI

Согласно опросу, проведенному 12 августа, индекс ценовых настроений на рынке лома РФ (SPI) составил (-0,3) пункта. На рынке лома черных металлов в России сохраняется напряженная ситуация. С одной стороны металлурги, заинтересованные в стабилиза...

12 Авг 2022
Обзор рынка плоского проката РФ и сляба

На внутреннем российском рынке  в ЦФО цены  возросли сдержанными темпами. На рынке наблюдается интерес к прокату, некоторые торговые компании тестировали рынок удорожанием.   Однако реализации по возросшим ценам препятствует высок...

08 Авг 2022
Лом: обзор за неделю

За прошлую неделю суммарные железнодорожные отгрузки лома на метпредприятия России выросли на 23% и составили 255 тыс. тонн.  В частности, объем поставок по направлениям составляет: УФО (+14%), ЦФО (+17%), СФО (+77%), ЮФО (+23%).   Соглас...

08 Авг 2022
Обзор рынка сортового проката РФ и квадратн...

На вторичном рынке арматуры ЦФО цены выросли на фоне дефицита арматуры 12 мм и других позиций.  За неделю цены на арматуру 12 мм выросли до 49000 руб./т EXW Москва (+1500 руб.).  Производители анонсировали повышение цен в августе, что огран...

08 Авг 2022